Малый народ России – Телеуты, коренной народ Сибири

сохраняется культура малого народа России – Бачатских Телеутов
Обновлено:

Приветствую, Вас на страничках моего дневника!

Сегодня хочу познакомить Вас с малым народом России, а вам что-нибудь говорит такое название – Телеуты. Я родилась в Кузбассе - в Беловском районе,  поэтому не раз слышала телеутскую речь, и  в магазинных очередях в детстве, частенько любовалась женщинами в национальных костюмах, разглядывая интересные орнаменты вышивок.

 А по утрам к нам во двор, приносили женщины такой вот телеутской, для меня вполне обычной внешности, молоко  в больших бидонах,  творог, и моя мама с большим желанием покупала эти продукты. Вот сейчас вспоминаю, что представительницы коренного народа Кузбасса постарше  всегда были одеты в свои национальные платья.

Молодежь конечно одевалась обычно, как и все мы жившие тогда вполне дружно. Надо отметить, нас совершенно не напрягал национальный вопрос, кто из нас русский, кто телеут или татарин. Разномастной ватагой носились мы по двору играя в казаков - разбойников или в лапту.

Телеуты - представители малого народа Сибири

Современные телеуты это наследники коренного народа Сибири. Они компактно проживают и сегодня в селах рядом с моим городом Белово. Правда в наши дни молодежи тесновато в маленьких селах  Беково, Шанда, и они разъезжаются по в городам Кузбасса.

Это и понятно, в городах больше возможностей, легче найти работу. Последние 20 лет перед пенсией, бок о бок я проработала в Беловском институте филиале КемГУ с замечательной женщиной, представительницей телеутского народа, Сатиной Ульяной Николаевной.

После ухода на пенсию встретиться нам пока не довелось, и как говорится пользуясь моментом, передаю ей привет и пожелание добрых дней. Чтобы ее ветка бачатских телеутов, начало которой в далеких легендах кочевников «теле», все больше прирастала внуками и правнуками.

История телеутов Кузбасса

Продолжаю свой рассказ о Бековских и Шандинских телеутах, именно так называли  у нас представителей этого древнего народа. Сейчас я понимаю что названия несут в себе привязку к тем селам где и проживали они испокон веков, как говорила моя бабушка.

В справочниках, эту группу, выбравшую для расположения своих телеутских улусов берега рек Большого и Малого Бачатов, так и называют “бачатские телеуты”. Именно с с переселения их на речку Бачат начинает свое формирование этническое ядро местных телеутов.

А до этого времени кочевья телеутов мигрировали со своими стадами по Иртышу, осваивали Приобье, степи Притомья и даже в 17 веке телеутами было создано раннефеодальное стационарное поселение, которое казаки именовали «Телеутской землицей».

А еще если вы прочитаете историю моего рода, то сможете почувствовать почему мне близок, практически на каком-то генном  уровне фольклор этого народа. По рассказам  моих старших родственников, моя любимая прабабушка  Матрена Степановна была дочерью телеутки  по имени Анна, но это все, что сохранила история рода. 

Бачатские телеуты сохраняют свое национальное самосознание

 На протяжении последних десятилетий этот малый народ - телеуты, один из представителей тюркоязычной группы, сохраняет всеми доступными им способами свое национальное самосознание, а ведь в паспортах у многих из них стоит запись татарин, да и очень большое распространение имеет русская культура.

В школе преподают деткам национальный язык. Здесь в Беково, можно посмотреть театрализованное представление, через которое старейший рода Челухоевых, а сегодня основатель и главный хранитель музея «Чолкой» поведет вас дорогой в прошлое. А от рассказа про шамана – Маркела, который был последним представителем телеутского шаманства, у вас немножко дух захватит.

Владимир Ильич, всеми силами души пытается сохранить те капельки исторического пути, который проделали телеуты кочевники, от Алтайских гор до Монголии. Сохранить их обычаи, простой быт, обряды, танцы, песни, костюмы. И эта самобытность привлекает гостей, людям действительно интересно смотреть на то что воссоздается с душой.

Например, побывать в музее под открытым небом в селе где проживает этот очень и очень малочисленный народ, вы услышите старинные телеутские предания и сказки. Увидите их красивые национальные костюмы.

Археологические и культовые памятники на земле телеутов в селах Беково, Шанда

Сама земля,  на которой  живет малый народ России - телеуты, является хранительницей археологических памятников тех далеких времен - это курганы возраст которых 11- 12 века. Археологические находки, например, оружие, наконечники стрел, конская упряжь хранится в краеведческом музее города Гурьевска.

В поселке Беково еще существует  построенный в конце 19 века, а это 1887-1890 годы, кирпичный храм Пантелеймона, правда после революции он подвергся вандальному разрушению, но Слава Богу спустя сто лет началось возрождение, сегодня это церковь Пантелеймона великомученика - действующая. 

 Село Шанда, которое находится почти на середине, между двумя небольшими городами Кузбасса это Гурьевска и Белово интересно расположенным на его территории священным холмом. Эту гору нельзя не заметить,  по сложившемуся обычаю подниматься на гору надо в задумчивом настроение, или как говорят телеуты - в направленном в себя молчании.  

Если остановиться на минуту и затаить дыхание, можете ощутить как воздух звенит от подков. Ведь не зря название села Шанда в переводе означает – Звенящая Гора. По древней легенде, эта гора есть не что иное как обиталище духов предков. И сегодня телеуты верят, в сосредоточение сильнейшей энергии в этом месте.

Гора Шанту стала местом преклонения и скорби не только для представителей телеутского народа, но и для каждого русского. На вершине установлен памятник погибшим в Великой Отечественной войне, скульптура «Мать-Героиня». Сердце просто сжимается, когда смотришь снизу вверх на эту фигуру скорбящей матери-телеутки.

На боковых сторонах арки, символизирующих распахнутую дверь, запечатлены имена воинов-земляков, которые сражались с фашистскими захватчиками.

Скульптура «Мать-Героиня» в поселке телеутов Шанда

Такое впечатление, что она только вот-вот, вышла из дверей своей избы, да так и застыла в вечной скорби, дожидаясь своих родных с той далёкой войны. Так и стоит она на этой Сила Горе. Значимость, которой телеуты передают из поколения в поколения, и названия её можно перевести на русский не только как звенящая гора, а ещё как – колокол.

Дату открытия монумента, я нашла в интернете, это 1994 г. а скульптор  Николай Яковлевич Козленко, годы жизни (1932—2018).  

Заключение

Можно еще долго описывать про то какие замечательные фольклорные коллективы работают в Беково и Шанде. Вы только представьте в 2019 году, фольклорный ансамбль «Солоны», отметил свое восьмидесятилетие! Но не буду, это надо увидеть своими глазами.

Телеуты сохраняют национальные традиции

  Можно рассказывать как в Бековском сельском поселении самоотверженно и с душой трудятся над сохранением культуры телеутов, стараются поддерживать традиции через национальные праздники, такие как зимой «Колодо»,  весной это - «Табыр», летом «Пайрам».

А какой у телеутов есть вкусный праздник пельменей. В каждой семье традиционно лепятся пельмени по форме они напоминают полумесяц, и обязательно в одном из них будет сюрприз - монетка.

Эта традиция сохранилась и в нашей семье, так делала моя прабабушка Матрена Степановна, по семейной легенде дочь белой калмычки, телеутки  Анны. Эта монетка символизирует удачу. С настряпанными пельменями, опять же по древней традиции телеутов надо ходить друг к другу в гости.

В Бековский музей «Чолкой»гостей приезжает не мало, это и итальянцы, и немцы, и французы, это помимо алтайцев, томичей, новосибирцев, кемеровчан. Для своих гостей жители Бековского сельского поселения проводят экскурсии в театрализовано-обрядовой форме в своих красивых национальных одеждах. 

 Вообще я раньше и не представляла себе, что этот народ так малочислен. из 147 миллионов россиян, телеутов  всего две тысячи с небольшим хвостиком, а это малая песчинка. Это так печально, практически исчезает на наших глазах целый народ, и все молчат. 

Телеуты стараются возродить свои традиционные промыслы - пошив национального женского платья валяние из шерсти и разведение лошадей

Именно по этой своей малочисленности телеуты стараются возродить и сохранить также свои традиционные промыслы. Например, валяние из шерсти или пошив национального женского платья. Вот еще один интересный факт, кукла в фольклоре этого народа занимает почетное место и сегодня возрождается, пошив таких своеобразных телеутских национальных кукол – Эменгедер.

А у меня на сегодня всё. С вами была Елена.

P.S. И если вы дочитали до конца мою заметку, делайте репост, подписывайтесь, и самое главное участвуйте в розыгрыше и выигрывайте компьютер, очень интересный конкурс, который проводится в рамках нашего проекта "Одна семья" 1 раз в месяц, а точнее 1  числа месяца!

Желаю вам успехов по жизни, до встречи. 

Елена Панфилова

4 комментария

Аватар комментатора Надежда Автор: Надежда

Я даже не представляла что численность уже совсем не большая 2500, надо же(

Аватар комментатора Алёна Панфилова Автор: Алёна Панфилова

Спасибо, что читаете мои заметки))

Аватар комментатора Виктор Автор: Виктор

Хорошо написала, прочитал не отрываясь

Аватар комментатора Алёна Панфилова Автор: Алёна Панфилова

Благодарю, за то что читаете и поддерживаете))

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение