Приветствую, Вас!
Понятное дело, ювелирные украшения нравятся многим, но вот чтобы посвятить свою жизнь изготовлению этой красоты, да еще для этого решиться пойти на смену профессии в 40 лет – в этом случае, наверное, как-то должны по особому лечь звезды или карта. Для моего сына карта легла именно так...
Если вся Ваша семья также далека от ювелирного дела, как Черное море от угольных разрезов Кузбасса, а ребенок (не смотря на его возраст) или Вы сами, вдруг, выбирает для освоения профессию ювелира и не представляет (он или вы), свою жизнь без изготовления ювелирных украшений ручной работы, Вам надо прочитать нашу заметку.
Сначала несколько слов о том, как видят эту не простую ситуацию профессиональные психологи.
Смена профессии после 40, что советуют психологи
В том, что человек после 40, уж точно не будет начитать с нуля, Вы со мной согласитесь, ведь у сорокалетнего, точно уже есть и опыт работы и представление о культуре производства, и вообще о коллективе. Человеком к этому времени, конечно, накоплен жизненный опыт.
Одним из приоритетов, на котором концентрируется человек, задумавшийся о смене профессии – это время, которое необходимо будет посвятить освоению новой профессии. Другими словами период переобучения и наработки практики должны быть наименьшим.
Если Вы стоите на пороге принятия решения по смене профессии и Вам за 40 лет, прочитайте советы психолога, посмотрите на ситуацию как бы со стороны и еще раз подумайте, все ли вы учли.
Еще раз спросите себя, готовы ли Вы всё поменять? Если да, то переходите к следующему пункту. Если есть возможность, начинайте получать образование по новой профессии тогда, когда Вы еще работаете на прежнем месте. В Вашем возрасте неудачи воспринимаются более тяжело, чем в юности. Вы должны быть готовы к тому, что не всё и не сразу получится. Ведь устроиться на работу после 40 лет бывает проблематично. Когда Вы устроитесь на работу, первое время заработная плата не будет высокой. Начало карьеры всегда одинаково, хоть в 20 лет, хоть в 40. Вы должны быть уверены в том, что в случае неудачи Вас есть кому финансово поддержать. Либо подготовьте для себя запас денежных средств, которого хватит хотя бы на полгода поисков работы. Попросите поддержки у членов семьи. Это очень важно. Семья не даст Вам опустить руки в минуты неудач, которые неизбежно встречаются на пути к свершениям.
Смена профессии через анализ ситуации
Этапы проведения анализа ситуации | Конструктивное содержание этапа анализа |
---|---|
Проанализировать рынок труда: | Востребованность рассматриваемой профессии. Выписать список требуемых навыков в процессе выполнения работы по рассматриваемой профессии. Возможность трудоустройства специалиста рассматриваемой профессии без опыта. |
Профессиональный путь: | Составить по шаговый план достижения цели с оцифровкой по времени. |
Оценка требуемой материальной составляющей: | Стоимость обучения новой профессии. Количество требуемого времени ( от обучения до самостоятельной работы). |
Найти информацию от конкретных работников в выбранной сфере труда: | Понять соответствуют ли ожидания фактическим отзывам. |
Проанализировать личный набор имеющихся навыков и знаний, которые могут помочь, а не помешать в выбранной профессии | Выписать черты характера. Определить степень навыков, опираясь на свои увлечения, предыдущий опыт. |
Ознакомившись с рекомендациями в интернете профессиональных психологов и попробовав провести анализ своей сложившейся ситуации, сыном было принято нелегкое решение, пройти этот путь– смена профессии после 40.
Полученный опыт смены профессии после 40 или первый ювелир в семье
Было понятно, что специальность ювелир, может быть интересна и принята к рассмотрению, единицами, из тех кто задумывается о смене профессии. Хотелось верить, что имея определенные навыки и склонности характера, из этой затеи – получится толк.
- Будущий ювелир может получить и высшее образовании – в вузе, например, в МГХПА им. Строганова, или РГУ имени А. Н. Косыгина.
- Зная о том, что в вузах сделан упор на теорию, на получение более масштабных и общих знаний, по времени это 4 года, выбор скорее всего будет сделан в пользу каких-либо двухгодичных очно, заочных курсов или школ ювелирного дизайна.
- Третий путь это выбор конкретной мастерской, опытного наставника, идти и нарабатывать практику. Ювелирное дело, включает в себя обучение практическим навыкам, начиная от изготовления образа или эскиза будущего украшения до умения крепить, полировать, паять, делать восковки, работать штихелем, овладеть техникой литья и ковки.
Именно проходя этот третий вариант пути вхождения в профессию ювелира, сын на моих глазах набивал шишки, обжигался, преодолевал трудности: материальные, и психологические, и физические. Дома его ждала жена и двое детей.
Обучение проходило в другом городе, за 100 километров, куда ранним утром ежедневно отправлялся, засиживаясь в мастерской до позднего вечера. Осваивал азы профессии, было трудно, но как говорится: охота, пуще неволи.
По горячим следам, в этой статье, я попытаюсь рассказать и передать именно его ощущения от этих первых прикосновений к совершенно новой и необычной для семьи и нашего окружения – профессии мастер по изготовлению ювелирных украшений.
Зато ему было предоставлено оборудование, и подробно, практически на пальцах, объяснялась и техника безопасности, порядок тех или иных операций, давались практические советы, а их невозможно почерпнуть из теоретических источников.
Подготовка своего рабочего места
Итак, не смотря на все озвученные трудности, обучение подходило к своему завершению, уже своими руками он мог изготовить, например, цепочки плетением якорь или бисмарк, не только ремонтировал различные ювелирные изделия, но и изготавливал самостоятельно ювелирные украшение и так далее по списку.
Теперь предстояло самое трудное, самостоятельно заняться этим покрытым вуалью таинственности поэтому таким манящим, и увлекательным делом, так красиво называемым – ювелирное искусство.
С чего же был начат процесс самостоятельного изготовления ювелирных изделий ручной работы, спросите Вы? А начинать пришлось с подготовки будущего рабочего места и его наполнения. Это очень не просто, скажу я Вам.
Есть выражение – начинай танцевать от печки, в нашем случае от рабочего стола. Рабочее место необходимо наполнить массой всевозможных инструментов, приличного качества. Не буду говорить, что у каждого инструмента должно быть свое место на этом столе.
Теперь самому, без наставников, надо выполнять огромное количество операций: начиная от плавки и отливки металла, а также его легирования, до пайки при которой ежедневно придется чувствовать пламя и его жесткость.
За этим столом и этими инструментами, предстоит создавать свои шедевры ювелирного мастерства, и ежедневно получать ответ – твое ли это дело.
Несколько слов о столе, за которым работает ювелир, он не совсем обычный, а с выемкой посередине столешницы, для удобства работы, в центре этой выемки обязательно место для крепления финагеля и прочих «нужностей».
Кроме того, под этой выемкой обязательно должно присутствовать минимум два, но лучше три выдвижных ящика. Два ящика необходимы при работе с серебром и золотом, а в третьем удобно разместить инструмент, который будет в регулярном пользовании и должны быть под рукой.
Использовать очень часто, от слова "постоянно", придется массой мелочевки – начиная от обычного молотка (небольшого конечно, не более 100 грамм, а еще лучше если этот молоток будет не стальным, а латунным), бокорезов, пинцетов, надфилей, до различных кусачек, плоско и круглогубцев и т.д.
И это еще только малая часть необходимого для обустройства рабочего места для самостоятельного плавания в этой профессии.
С каких изделий начинать новичку
А с изготовления чего же всё таки начать первые шаги в приобретенной новой профессии? Ответ – с изготовления цепей, почему? Да потому, что при изготовлении цепи любого плетения, ежедневно будете закреплять до автоматизма массу повторяющихся операций.
Начать погружение в полученное за время обучения ремесло надо с серебра, а точнее - цепочек из серебра.
Во-первых, серебро значительно дешевле золота, а, следовательно, на первых порах – цена ошибки будет не столь высока;
во-вторых серебро гораздо более «капризный» в обработке металл нежели золото, таким образом научившись основам обработки серебра, Вам будет значительно легче начать работать с золотом.
И уже конкретно взявшись, например, за изготовление цепи плетения бисмарк, понадобится следующий минимальный набор инструментов и материалов:
- Серебро, тигель, аппарат для плавки и пайки причем его мощность должна позволять плавить метал с которым вы собираетесь работать, так, например, температура плавления серебра составляет 961,8°C.
- Также нужны горелки (причем желательно как минимум две, одна более производительная для плавки, другая для пайки).
- Изложница для отливки расплавленного металла в так называемую «пулю», вальцы для ее прокатки.
- Фильерная доска с плоскогубцами «тянучками» для вытягивания проволоки нужного диаметра.
- Набор ригелей для ее последующей навивки.
- Бокорезы (лучше с твердосплавными напайками, так как любые иные очень быстро садятся и требуют постоянной заточки) для нарезания звеньев из навитой проволоки.
- Серебряный припой (сразу стоит отметить что припои бывают разными по твердости и лучше научиться готовить припой самостоятельно – это как минимум дешевле нежели покупать его в специализированных магазинах).
- Ну и конечно напильники, наждачная бумага зернистостью от 600 до 2500 единиц, флюс для пайки, кислота для отбела, и вода.
- Ну и конечно напильники, наждачная бумага зернистостью от 600 до 2500 единиц, флюс для пайки, кислота для отбела, и вода.
- Никак не обойти и без приобретения бормашинки, это вообще универсальный инструмент и перечень возможностей ее применения практически безграничен.
А для придания конечного вида готового изделия очень пригодится галтовка, полировальный станок и ультразвуковая ванна.
Вперед к вершинам мастерства!
Плюсы и минусы профессии
Несколько слов о том, какие в профессии ювелира имеются плюсы и минусы. Читая в интернете о любом ремесле: гончар, закройщик, сварщик и так далее, можно найти и плюсы и минусы.
Какие на первый взгляд видны преимущества в профессии ювелира:
- Стабильный спрос на ювелирные украшения, и это не смотря на то, что меняется мода, раскачивается экономическая ситуация;
- ювелирное дело предоставляет возможность: увидеть конкретный результат своего труда – это готовое украшение, которое будет радовать заказчика, соответственно и мастер получит удовлетворение от своего труда, и не только материальное;
- работа профессионала мастера-ювелира высоко ценится, есть к чему стремиться;
Однако есть и недостатки:
- Начиная с первого дня и постоянно будет требоваться приличная часть кровно заработанных: на оборудование – без которого не обойтись и на качественные расходные материалы;
- Профессия состоит из ежедневных операций по изготовлению изделий из металла, а это высокие температуры, вредные металлы, кислоты;
- Красота ювелирных украшений, которые Вы будете ваять, постоянно требует огромных нагрузок на зрение;
- практически вся деятельность заключается в исполнении монотонно повторяющихся движениях сидя в одном положении за верстаком, а это большая нагрузка на позвоночник, отсюда будущие проблемы со здоровьем;
- зарплата начинающего ювелира не высокая – для ее закономерного роста потребуются годы не легкого труда.
Основной вывод
Прямо сейчас вижу снижение энтузиазма по мере прочтения, однако нет ничего невозможного, ибо как сказал один знакомый ювелир: «главное правило в ювелирном ремесле – это отсутствие каких-либо правил».
А это значит не существует единственно возможного варианта выполнения той или иной операции, всегда есть альтернатива. Так, например, папа нашего новоиспеченного мастера ювелира, а моего супруга, еще в 1979 году делал для меня серебряные колечки, которые были очень модными тогда, назывались "неделька".
Купить их в магазинах было проблематично, а попросту сказать не реально. Почему неделька, все просто – их было семь штук, они были изящно тоненькие с разными рисками и насечками. В воспоминаниях этот серебряный набор колечек остался каким то волшебством.
А делал он их без мастерской, используя лишь русскую печь в избе бабушки, подручный набор слесарных инструментов и непобедимую русскую смекалку, а главное было желание.
В создании ювелирных изделий – потребуется преодолевать сложности, рабочий процесс кропотлив и требует огромного терпения, усидчивости концентрации на результат.
Специалист, цель которого развиваться и расти в мастерстве не должен останавливаться в развитии своего художественного вкуса, индивидуальной творческой жилки, воображения, накоплении практического багажа.
Оставить комментарий